Ойын-викторина "Баланың құқықтары мен міндеттері»
Мақсаты:
Закончи стихотворение:
1) Мама работала,
Папа трудился,
А я на учебе все находился.
Все кто устал от работы нелегкой
Имеют полное право на …(отдых)
2) Всех по-разному зовут:
Кот - Мурлыка,
Пес - Барбос,
Даже нашу козочку
Зовут красиво – Розочка
Настя, Вика и Данила
Все имеют своё …(имя)
3) Чтобы вырасти успешным
Надо много знать, уметь.
Чтобы вырасти большим
Недостаточно питанья
Мы использовать должны
Право на … (образование)
4) Если дети заболели
Плохо чувствуют себя
И у них бронхит, ангина,
Пневмония, скарлатина,
Слышен детский крик и плач
Вам поможет только… (врач)
5) Сказка учит нас, друзья
Жить без домика нельзя.
Лисе, зайке, поросенку
Даже глупому мышонку.
Ох, как нужно нам оно
Это право на …(жильё)
Мақал-мәтелдердің жалғасын табу
«Ой жалғау»
Заңның құрығы……. (бәрінен ұзын)
Өш алғаннан гөрі…….. (кешірген жөн)
Ақырын жүріп………….. (анық бас)
Асыл тастан………… (өнер жастан)
Ұрлық түбі………….. (қорлық)
Әдепті бала……………….(арлы бала)
Тәрбие………(отбасынан басталады)
Әділ істің……..(арты игі)
2. Какой международный документ закрепляет основные права ребенка? (Конвенция о правах ребенка и Декларация о правах ребенка).
3. На Ваш взгляд, какие права есть у обучающихся в школе:
А) Право на получение бесплатного общего образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;
Б) Право на получение оценки своих знаний;
В) Право на обучение по индивидуальному учебному плану, на ускоренный курс обучения;
Г) Право на платное пользование книжками из библиотеки школы;
Д) Право на отдых, охрану здоровья, медицинскую помощь.
(Ответ: А, Б, В, Д)
4. Какие имеются обязанности у обучающихся школы:
А) Добросовестное учение, посещение уроков согласно расписанию;
Б) Бережное отношение к имуществу школы;
В) Допустимость пропуска учебных занятий;
Г) Уважение чести и достоинства других обучающихся и работников школы.
(Ответ: А, Б, Г)
5. С какого возраста ребенок получает право на жизнь, на имя, на гражданство, право воспитываться в семье, знать своих родителей, на защиту прав и интересов и т.д. (С момента рождения).
6. С какого возраста человек становится совершеннолетним, то есть может иметь и приобретать для себя своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои поступки полную самостоятельную ответственность. (С 18 лет).
7. С какого возраста ребёнок несёт уголовную ответственность за любые преступления? (С 16 лет).
«Бала құқығы»
- Балалар, қалай ойлайсыңдар, қай жасқа дейін азамат бала болып саналады?
- Сендер қалай ойлайсыңдар, баланың өкілі кім?
- Біз қай елдің азаматтарымыз? (Қазақстан Республикасының азаматтарымыз).
- Балалар сендер не істеуге құқылысыңдар?
Қоғамдық жұмыстарға араласуға
Сказки
8. Кто по отношению к кому в сказке «Волк и семеро козлят» нарушает право на жизнь? (Волк по отношению к козлятам).
9. Кто кого в сказке «Красная шапочка» подвергал жестокому, бесчеловечному обращению? (Волк – бабушку и Красную шапочку).
10. Кто кого в сказке «Дюймовочка» держал в подневольном состоянии? (Мышь – Дюймовочку).
Ертегі кейіпкерлері арқылы адамның қандай құқығы бұзылған.
«Мыстан кемпір» - /ертегілерде үнемі балалардың өміріне қауіп төндіреді/.
«Карлсон» - /шулайды, қоғамдық орнында тәртіп бұзады/.
«Тоты құс» - /адамдардың тұрғылықты жерлерін қиратады, бау-бақшадан алтын алмаларды ұрлайды, сондықтан осы қылмысы үшін торда қамалған/.
Определи, кто из героев сказки лишён следующих прав, выбери одного героя из трёх.
1) Право на жизнь: Золушка, Колобок, Кот в сапогах. (Колобок).
2) Право на неприкосновенность жилища: Сестрица Алёнушка, Три поросёнка, Колобок. (Три поросенка).
3) Право на свободный труд: Золушка, Красная Шапочка, Балда. (Золушка).
4) Право на свободу вступление в брак: Золушка, Дюймовочка, Алёнушка. (Дюймовочка).
Игра с залом «Да! Нет!»
Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».
– Казахстан – наша страна? – Да!
– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!
– Можно ли человека обращать в рабство? – Нет!
– Можно ли относиться к человеку жестоко? – Нет!
– Защищён ли человек законом? – Да!
– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда? – Да!
– Можно ли без разрешения войти в жилище человека? – Нет!
– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране? – Да!
– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад? – Да!
– Может ли человек владеть имуществом? – Да!
– Имеет ли человек право на социальное обеспечение? – Да!
– Можно ли запретить свободный выбор труда? – Нет!
– Защищает ли закон материнство и младенчество? – Да!
«Ойлан, тап» ойыны.
Ертегі кейіпкерлерін айтамын, егер жағымды кейіпкер болса, шапалақтаймыз. Жағымсыз кейіпкер болса, онда аяқтарыңмен сартылдатасыңдар.
СЦЕНКА №1
МАМА: немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь.
СЫН: я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.
Педагог: пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
СЦЕНКА №2 (Оля и София)
УЧИТЕЛЬ: Оля, ты сегодня дежурная вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ: вы не имеете права меня заставлять дежурить. Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Педагог: объясните Оле, в чем она не права?
СЦЕНКА №3 (Анель и Алишер)
УЧИТЕЛЬ: Иванов, ты опять всю парту в классе разрисовал! Ведь дети её только что помыли.
ИВАНОВ: а что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием.
Педагог: разъясните Иванову его права и обязанности.
СЦЕНКА № 4(Полина и Али Т)
УЧИТЕЛЬ: Петров, ты почему бегал по классу?
ПЕТРОВ: ну и что? Я имею право на свободу перемещения.
Педагог: правильно ли рассуждает Петров?
СЦЕНКА №5 (Арина и Миша)
МАМА: сынок, ты почему не вынес мусорное ведро и не сходил за хлебом?
СЫН: потому что Организация Объединенных Наций запрещает использовать труд детей.
Педагог: Может он прав?
«Жағдаят шешу» бекеті.
Ерасылдың қандай құқығы бұзылды?
Асқардың қандай құқығы бұзылды, – деп ойлайсыңдар?
Балалар, жағдаят барысында қандай мәселені қозғадық?
Оқушының міндеттері:
Қорытынды: Ата Заң- қорғанымыз. «Азамат жолы-ар жолы» демекші, ешкімнің ала жібін аттамай, өз құқымызды да, өзгенің құқығың да бұзбай тәуелсіз елдің арқа сүйер айбынды, ақылды ұл-қызы болып өсейік.